laren_door (laren_door) wrote,
laren_door
laren_door

Category:

Справочник Кобольда

Прочитав две трети Kobold Guide to Worldbuilding и забив заметками 30 страниц, я все же решил писать рецензию. Книга, конечно, жанровая, но в своей теме очень интересная. Как минимум тем, что собрала и упорядочила массу полезного материала. При скромном объеме в сто с небольшим страниц дает очень неплохую базу. В качестве примера можете посмотреть мой вольный пересказ главы "Здесь водятся драконы!" Джонатана Робертса. Но ближе к делу!

Что это за книга
"Гид миростроения" предназначен для дизайнеров и ведущих ролевых игр в жанре фэнтези, вроде D&D и WarhammerFB. Его задача - помочь читателям создать мир для своей игры: естественный, непротиворечивый и интересный. Книга "гуманитарная", она не касается механик, а сосредоточена на истории и атмосфере, декорациях, антураже, конфликтах – той базе, на которую потом добавят механику и сюжет. Охвачены главные для фэнтези темы, вроде магии или божественного пантеона, страницу "содержание" можно использовать как список рабочих задач, по завершении которого вы получите готовый к употреблению сеттинг. Хотя про экономику преступно мало, точнее практически ничего 8(.

Над книгой работал коллектив авторов, каждый взял себе те главы, в которых лучше разбирается. Главы небольшие, емкие, если вы знаете английский хотя бы немного лучше меня, проблем с чтением у вас не возникнет. Много отсылок к американским настолкам, не волнуйтесь, гугл легко решает эту проблему. Чувствуется, что книга нацелена на живую игру, но приемы универсальные, можно легко адаптировать под себя. Собственно, именно потому, что приемы универсальные, она и интересна.

Для кого эта книга
В первую очередь книга нацелена на ролвиков-настольщиков, на ведущих (мастеров), которые хотят перейти от создания собственных приключений (модулей) к чему-то большему, к полноценному миру. Писателям и гейм-дизайнерам компьютерных игр она тоже пригодится. Гид поможет избежать логических дыр при создании мира. Объяснит, как мир влияет на персонажей, какие задачи он перед ними ставит, каких выборов требует. Это цепочка решений, где объясняют значение и особенности каждого звена. Гид, конечно, не охватывает ВООБЩЕ ВСЕ, но дает достаточно, чтобы заложить прочный фундамент и прикрутить к нему недостающие части. В общем, если вы не знаете, с чего начать - вот оно!

Чего нет в этой книге
Я не зря выделил в начале слово "фэнтези". Книга посвящена исключительно жанру меча и магии, никаких -панков, астрономии и физики, космических империй и галактических властелинов. Увы.

Книга гуманитарная. Она не учит вас КАК создавать приключения. В книге нет математики, расчета баланса, экономики и прочего. Нет ни слова о том, как создавать монстров, подземелья, кампании. Подозреваю, все это вынесено в другие книги Кобольда вроде Complete Kobold Guide to Game Design. У Кобольд пресс вообще солидная библиотека, стоило бы приобщиться. Очень коротко можно почитать, например, здесь или на страничке издательства. То есть вы не сможете (наверное) после прочтения Гида сесть и написать полноценную кампанию на пятерых приключенцев и болонку.

Книга не дает советов, как раскрутить свой мир, привлечь к нему игроков и спонсоров, как делать промоушен и маркетинг. Не дает каких-то конкретных советов, как описывать тот или иной момент существования мира вроде: "в первом абазе опишите общую картину, во втором сфокусируйтесь на главном, в пятом суммируйте вышесказанное и подведите итог".

Up.D.: В книге нет справочной информации из реального мира, вроде той, что в сборниках о Средневековье. То есть как строить экономику, социальную структуру, иерархию, какие-то ритуалы - нет. В принципе, такие справочники и референсы подключают уже после того, как вы четко определились, чего хотите от мира.

Что еще меня огорчает, что нет хотя бы краткого обзора о том, как формировалось человеческая цивилизация вообще, с момента возникновения вида и до наших дней. Ну, вроде того, почему поселения всегда возникали на берегу реки или почему случилось переселение народов. На эту тему можно почитать "Очень краткую историю мира" Джеффри Блэйни и вообще историю.

Всего этого в книге нет. Это Гид по миростроению, по созданию декораций, в которых будет разворачиваться сюжет вашей истории. Это рекомендации по подготовке полотна, на котором вы будете рисовать. То, по каким законам-механикам будут смешиваться ваши краски и какой именно сюжет вы ими нарисуете - материал других книг.

Под кат я прячу содержание Гида на английском и мои комментарии к тем главам, которые помню.

Содержание:
What is Setting Design? – Wolfgang Baur
Different Kinds of Worldbuilding – Monte Cook
Worldbuilding Inside Out and Outside In – Chris Pramas - Построение мира от меньшего к большему и от большего к меньшему.
How Real is Your World? On History and Setting – Wolfgang Baur - Сколько правды и фантазии вы хотите вложить в свой мир?
Bringing History to Life – Keith Baker
Apocalypso: Gaming After the Fall – Jeff Grubb - Почему все любят апокалипсис и откуда берутся монстры и сокровища.
Here Be Dragons: On Mapmaking – Jonathan Roberts - Как правильно рисовать карты!
How to Design a City State, Tribe, or Nation – Wolfgang Baur - О разнице мышления и ценностей племени, города и нации.
They Do What, Now? On Creating Societies and Cultures – Michael A. Stackpole - Что такое "культура" и как ее можно использовать.
How to Make a High-Magic World- Keith Baker - О влиянии магии на общество, в зависимости от ее силы.
Worlds and Technology – Wolfgang Baur - Какие технологии имеют значение и влияют на придуманный мир.
Why No Monotheism? – Steve Winter - Чем плох монотеизм для фэнтези сеттинга и что в нем интересного.
Designing a Pantheon – Wolfgang Baur – О многобожии и его неправильной реализации с постоянными отсылками к авторскому миру Мидгардра.
It’s a Mystery! Designing Mystery Cults – David “Zeb” Cook - Тайные культы, причина их существования.
How to Design a Guild – Wolfgang Baur
How to Write a World Bible – Scott Hungerford - Как собрать все написанное воедино и упорядочить.
Playing in Someone Else’s Backyard – Janna Silverstein
The Limits of Design: Kitchen Sink Design – Wolfgang Baur

К моему стыду и большой досаде, я профукал ссылку на PDF, но гуглите, он где-то есть. А еще лучше, дайте им денег, они заслужили!
Хорошо бы почитать все это на русском. Мой уровень позволяет делать лишь общий пересказ, тем более не точный, что я не имею никакого опыта в настольных ролевых играх и могу все запросто переврать и напутать. Очень не хотелось бы упускать нюансы. Ну, там посмотрим, возможно, это будет дополненный пересказ с материалами из других источников, если руки дойдут. Спасибо за ваше внимание и время, надеюсь, вы узнали что-то полезное.

Если вы можете порекомендовать еще что-то интересное по теме, буду очень признателен.

P.S.: Перечитав, осознал, что в книге нет еще одной, достаточно важной детали, именно - в каком порядке выстраивать работу, как упорядочить этапы. Жаль, такая штука сильно успокаивает и позволяет держать фантазию в рамках, а не метаться во все стороны, как счастливый пони. Пример такого списка можно посмотреть в работе Майкла Венмана, которую перевел Аус Хестов.
Tags: kobold's guide, worldbuilding, Книги, Миростроение, НРИ, Написательство, фантастика и фэнтези
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Клетки курильщика

    Наконец, глянул серию вбоквела анимы Hataraku Saibou - Hataraku Saibou Black, где всё плохо. Что называется, клетки здорового человека и клетки…

  • Год интровертов

    Как наглядно показал прошедший год: нет повода унывать и опускать руки — всегда может быть ещё хуже! Отже, барахтаемся дальше! ;)

  • Медиа-ноябрь 20

    Ноябрь неожиданно оказался месяцем документалок! Сериалы Ход королевы – или ферзевый гамбит. Если бы сериал не мелькнул в ленте, я бы его даже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments